Проект ГБДОУ: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе работы на метеостанции,как условие формирования деятельностного подхода в образовательном процессе ГБДОУ «ДОГ «Малыш»
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
повышение качества дошкольного образования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;
выявление и распространение передового педагогического опыта;
поддержка творческих педагогов.
усвоение системы знаний о природе: ее компонетах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.
воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
ЗАДАЧИ для педагогов:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ГБДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром с учетом регионального компонента.
Обогащение и оснащение предметно – развивающей среды для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей в соответствии с темой проекта и требованиями ФГОС ДО.
Организация различных форм детской деятельности на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода, создание условий для стимулирования познавательных интересов детей на основе деятельностного подхода в процессе организации простейшей опытно-экспериментальной деятельности.
Разработка комплекта программно-методического материала для реализации содержания проекта и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения поставленных задач в проекте.
ЗАДАЧИ для детей:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Развивать в детях умение прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Развивать чуткость и внимательность к миру природы.
Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
Упражнять детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
УЧАСТНИКИ проекта: директор ГБДОУ, заместитель директора по УВР, специалисты, воспитатели, дети и родители
СРОКИ реализации проекта: - 3 учебных года
(сентябрь 2018 - август 2021 гг.)
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ проекта:
Повышение профессионального мастерства педагогов в умении использовать исследовательскую деятельность и деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе, умение заниматься на метеостанции.
Создание современной предметно-развивающей среды в группах, и на территории ГБДОУ соответствующей требованиям полифункциональности, транспортируемости и безопасности. Активное вовлечение детей в совместную и самостоятельную исследовательскую деятельность (возможность организации работы на специально-оборудованной метеостанции и организация свободного доступа детей к исследовательской деятельности в мини-лабораториях в группах, использование планов-схем для проведения элементарных опытов).
Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, активное вовлечение родителей в исследовательскую деятельность.
Разработка комплекта методического комплекта для работы с детьми по организации и развитию познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
Создание системы обмена педагогическим опытом в области внедрения эффективных современных форм, методов и технологий.
Основная идея проекта состоит в определении и реализации условий и систематизации подходов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как условия для обогащенного развития детей. Создать возможность напрямую удовлетворить присущую дошкольникам любознательность, научить ориентироваться в потоке современной информации, организовать воспитательно-образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
2. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
ЭТАП 1. Разработки (сентябрь 2018 - август 2019 г.)
ЭТАП 2. Внедрения (сентябрь 2019 – август 2020 г.)
ЭТАП 3. Этап тиражирования и распространения педагогического опыта (сентябрь 2020 – август 2021 г.)
2.1. ПЛАН-СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Этап проекта | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Сроки или период (в мес.) | Материалы и средства реализации проекта |
1. |
1 ЭТАП Разработки сентябрь 2018- август 2019 год. |
1.Круглый стол: Разработка нормативно-правовой базы: положения об инновационной познавательно-исследовательской и проектной деятельности |
Сентябрь 2019 года |
Пакет документов (приказ, положение) |
2. Семинар: «Теоретические основы использования познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» Концептуальные основы организации работы по данному направлению в ДОУ (анкетирование участников) |
Октябрь 2018 г. |
Результаты анкетирования; Усвоение педагогами теоретического обоснования данной проблемы. |
||
3. Поиск новых социальных партнёров и заключение договоров | Октябрь, 2018 | Договор. План взаимодействия | ||
4. Наполнение и оснащение образовательного пространства детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде приобретение и установка метеостанции в ГБДОУ |
декабрь 2018 года |
Приобретение метеостанции |
||
5. Работа в методическом кабинете по созданию картотеки методического обеспечения проекта. |
Декабрь 2018 г. |
Картотека методических пособий, статей журналов, программ по данному направлению |
||
6. Разработка способов мотивирования потенциальных участников проекта к продуктивному взаимодействию (тренинг, деловая игра, редактирование критериев стимулирования) |
январь 2019 г. |
Повышение профессионально-делового интереса педагогов к участию в данном проекте. |
||
7. Оценка существующего учебно-материального обеспечения детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде по познавательно-исследовательской деятельности. |
Февраль 2019 г. |
Аналитические справки по оценке существующего материально-технического обеспечения |
||
8. Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование. |
Март. 2019 |
Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы. |
||
9. Организация конференции по тематике проекта |
Апрель, 2019 |
Программа конференции |
||
10. Формирование методической базы педагогических технологий для реализации приоритета по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО |
Май-июль 2019 года |
Пакет материалов, включающих выбранные парциальные программы и методическое обеспечение для реализации приоритета по познавательно-исследовательской деятельности |
||
11. Оформление дневника наблюдений. |
Июнь, 2019 г. |
Дневник |
||
12.Разработка перспективного плана работы на метеостанции с детьми 5-7 лет |
Август, 2019 |
Перспективный план работы |
||
2. |
2 ЭТАП Внедрения сентябрь 2019 - август 2020 год. |
1. Корректировка программы повышения квалификации педагогов |
Август 2019 г. |
План повышения квалификации педагогов |
2. Разработка и утверждение образовательной программы с учетом усиления направления познавательно-исследовательской деятельности и образовательной программой соответствующей ФГОС ДО |
Август 2019 г |
Образовательная программа |
||
3. Организация постоянно-действующего семинара с использованием активных форм обучения педагогов познавательно-исследовательской деятельности (деловые игры, мастер-классы, тренинги, открытые просмотры исследовательской деятельности) |
сентябрь 2019 май 2020 г. |
План работы постоянно действующего семинара, повышение профессионального мастерства педагогов |
||
4. Разработка индивидуальных планов самообразования по данной проблеме |
Сентябрь 2019 г. |
Индивидуальные планы педагогов |
||
5. Организация практического семинара по теме проекта |
Октябрь, 2019 |
Программа семинара |
||
6. Создание картотеки наблюдений за неживой природой |
Октябрь, 2019 |
Картотека наблюдений |
||
7. Разработка рекомендаций по оформлению мини-лабораторий и метеостанции в группах. |
март 2020 г. |
Положение и приказ о проведении смотра-конкурса мини-лабораторий и метеостанции |
||
8. Смотр-конкурс мини-лабораторий в группах |
Май 2020 года |
Подведение итогов конкурса, определение победителей, паспорт мини-лаборатории в каждой группе |
||
9.Поэтапная разработка перспективного планирования и групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности, внесение изменений в комплексно-тематическое планирование по группам. |
сентябрь 2019 г – май 2020 года |
Новая система комплексно-тематического планирования с учетом приоритета познавательно-исследова-тельской деятельности |
||
10.Презентации групповых проектов познавательно-исследовательской деятельности по мере их реализации. |
сентябрь 2019 г – май 2020 года |
Материалы проектно-исследова-тельской деятельности |
||
11.Практическая консультация для родителей «Учимся экспериментировать вместе» |
Ноябрь 2019 года |
Материалы консультации |
||
13.Промежуточный анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном образовании» |
Апрель 2020 г. |
Создание картотеки опытно-экспериментальной деятельности. Подбор опытов, экспериментов, игр и разработка методического материала (сценарии, тематические дни, памятки-рекомендации) |
||
14.Проведение мониторинга эффективности реализации познавательно-исследовательской деятельности в практику работы. |
апрель 2020 года |
Итоги мониторинга (сводные таблицы) |
||
15.Проведение городской конференции – выставка материалов реализованных проектов исследовательской деятельности совместных педагогов, родителей детей. Конференция с участием родителей, общественности. |
Апрель 2020 года |
Материалы проектной деятельности — выставка, программа конференции |
||
16. Организация и проведение круглого стола с педагогами детского сада (обсуждение итогов работы творческой группы по реализации проектной деятельности) |
Май 2020 года |
Анализ результатов внедрения технологий с учетом приоритета по познавательно-исследовательской деятельности |
||
17.Подготовка и презентация отчета о проектной деятельности ГБДОУ, помещение его на сайте. Размещение групповых мини проектов |
Май 2020 г. |
Отчет о деятельности ГБДОУ в 2019-2020 уч. г. |
||
3. |
3 ЭТАП Тиражирования и распространения педагогического опыта сентябрь 2020 – август 2021 г. |
1. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ (обновление оборудования для наблюдения за неживой природой, оборудования для лабораторий в группах). |
ентябрь – декабрь 2020 года |
Метеостанция и лаборатории в группах |
2.Внесение корректировок, изменений, дополнений в перспективное планирование с учетом предыдущего анализа, с учетом использования вновь приобретенного оборудования. |
Сентябрь – декабрь 2020 года |
Перспективные планы по группам с корректировкой. |
||
3. Педагогический совет на тему: «Эффективность использования проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ДО» |
Ноябрь 2020 года |
Материалы педсовета – опыт работы педагогов |
||
4.Обобщение опыта работы педагогов, результатов мониторинга. (Круглый стол, анализ отчетов творческой группы) |
январь 2021 г. |
Заключение о результативности проекта, планирование перспектив, информирование общественности |
||
5. Анкетирование педагогов «мониторинг удовлетворенности всех участников проекта» Оформление медиатеки в ГБДОУ |
Февраль 2021 года Март 2021 г. |
Заключение об эффективности реализуемого проекта. Обогащенная медиатека |
||
6. Подготовка статей для публикации в сборнике по деятельности проекта |
март 2021 года |
Статья в сборник |
||
7. Наполнение сайта ДОУ материалами по реализации проектной деятельности |
апрель 2021 г. |
Предоставление информации общественности |
||
8. Подготовка и составление отчета о реализации проекта |
Апрель, 2021 |
Итоговый отчет о реализации проекта |
||
9. Определение перспектив работы ГБДОУ по проектной деятельности |
Август 2021 г. |
План работы по проектной деятельности на перспективу |
||
10.Подготовка и выпуск очередного методического пособия. |
Лето 2021года |
Пособие методическое |
Проект реализуется в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде присмотра и оздоровления «Детский оздоровительный городок «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга» с 2018 по 2021 гг.
Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику:
мы надеемся, что разработка и реализация проекта «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе работы на метеостанции, как условие формирования деятельностного подхода в образовательном процессе ГБДОУ «ДОГ «Малыш» в течение 2018-2021 годов даст возможность профессионального и личностного развития как учреждения в целом, так и каждому педагогу нашего коллектива. А также даст возможность распространить опыт работы среди других дошкольных организаций Санкт-Петербурга.
· Участие педагогов в практических конференциях, профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах.
· Проведение Городской научно-практических конференций с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Создание системы проектно-исследовательской деятельности в вопросах экологического воспитания в ДОО» (19.04.2019 г.),
· Проведение районного выездного семинара «Береги свою планету ведь другой похожей нет» (04.04.2017 г.)
· Проведение Городского практического семинара с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Стань природе другом» (25.10.2019 г.)
· Проведение региональной конференции с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников» (10.10.2018 г.)
· Проведение онлайн конференции «Создание условий оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников» (октябрь, 2020)
· Освещение реализации проекта в Публичных докладах.
· Освещение реализации проектов на сайте Учреждения, в группах ВКонтакте, Instagram (dog_malysh_spb), http://maam.ru
· Выпуск методических пособий: «Экологическая культура в развитии личности дошкольника»/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга.- СПб.: ЛОИРО, 2017.- 111.;
«Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников средствами метеостанции и ботанического сада». Часть 1./Авторский коллектив: Панова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент,научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Багаева Н.А., директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Пережогина И.А., зам директора ГБДОУ «ДОГ «Малыш», 2019 © Н.В. Панова, 2019
«Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников средствами метеостанции и ботанического сада». Часть 2./Авторский коллектив: Панова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» , Багаева Н.А., директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Пережогина И.А., зам директора ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Подунова О.А., учитель-логопед ГБДОУ «ДОГ «Малыш», 2020 , ББК 74.200.4 © Н.В. Панова, 2020
Устойчивость предлагаемой работы проекта, заключается в том, что он отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса в ГБДОУ, актуален, содержит в себе значительный потенциал развития педагогического и детского коллектива, вариативен в условиях учреждений различных видов, базируется на деятельностном подходе, содержит большой практический материал, который может быть эффективно использован в практике работы не только нашего учреждения.
Материалы проекта:ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ "ДОГ "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга
Приказ № 140 от 06.09.2018 г. «Об организации инновационной экспериментальной деятельности в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ "ДОГ "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга
Приказ № 140 от 06.09.2018 г. «Об организации инновационной экспериментальной деятельности в ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга»
ПРОГРАММА ГБДОУ "ДОГ "Малыш" Московского района Санкт-Петербурга, опорной площадки развития образования, по теме: «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников»
Подпроекты педагогов по инновационной деятельности >>>ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
ВИДЕОФИЛЬМ ПРОЕКТА
ПУБЛИКАЦИИ:
НАШИ НАГРАДЫ
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
для педагогов -
1. Консультация для педагогов "ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА"
2. Оборудование метеоплощадки
3. Семинар-практикум "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
4. Требования к организации наблюдений в природе
5. Перспективный план работы с детьми 5-7 лет на метеостанции
для детей -
1. Беседы о природе с детьми
2. Беседа с детьми "Что таклое живая и неживая природа"
3. Дидактические игры на метеоплощадке
4. загадки и пословицы о погоде
5. Конспекты НОД на метеоплощадке
6. Наблюдения за явлениями природы с детьми 5-7 лет во все времена года
7. Конспект НОД "Где спрятался воздух?"
8. Конспект НОД "В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ..."
9. Перспективный план работы с детьми 5-7 лет на метеостанции
10. Экспериментально - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период
для родителей -
1. Анкета для родителей. Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания
2. Консультация для родителей "Опытно - экспериментальная деятельность детей дома"
3. Консультация для родителей "Играем, познаём, экспериментируем"
Фото проекта:
защита проекта на райном конкурсе
взаимодействие педагогов с детьми при реализации проекта: