Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Р РёСЃСѓРЅРѕРє3Абрамова

Ольга Леонидовна

Инструктор по АФК, учитель здоровья "ДОГ "Малыш"

(образование - высшее профессиональное,  стаж работы - 31 года).

 

График работы:   ПН,ВТ, СР, ЧТ, ПТ – с 9.00 до 17.00
                              СБ – с 12.00 до 17.00
                              ВС –  выходной 

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Уроки здоровья для дошкольников

Если бы люди правильно дышали,
То болезни стали бы редкостью.
Авиценна

       «Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения страны сейчас не просто одна из ряда проблем, существующих в нашем обществе – это проблема, приоб¬ретающая приоритетное значение, так как от решения ее зависит будущее нашей страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие морально-нравственный климат в обществе. Решение этой проблемы должно стать заботой всей нации», - так считает автор метода биологической обратной связи (БОС) российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи А.А. Сметанкин.
    В нашем учреждении находятся ослабленные, часто болеющие бронхитами и другими заболеваниями респираторной системы дети, а также дети с бронхиальной астмой вне стадии обострения. И наша задача сделать все, что в наших силах, для их оздоровления. Для решения этой задачи была разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Наличие бассейна, кабинета массажа, зала лечебной физкультуры и физкультурной площадки, оснащенных современным спортивным оборудованием, дает возможность реализовать часть мероприятий. Но создание в нашем детском саду кабинета биологической обратной связи, позволило сделать процесс оздоровления детей более результативным.
        Биологическая обратная связь – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и звуковые сигналы.
Безусловно, здоровьесберегающие технологии, реализуемые в нашем детском саду, могут существенно повлиять на уровень здоровья ребенка. Однако для детей с ослабленным здоровьем, хронически и соматически больных, для детей с высоким процентом неврологической патологии в условиях воздействия нега¬тивных экологических, экономических, социальных факторов даже комплексное применение вышеперечисленных мер не всегда может каче¬ственно повысить уровень здоровья. Во многих случаях в первую очередь необходимо стабилизировать общее состояние ребенка, наладить функционирование физиологических систем организма, их взаимодействие и слаженную работу, обеспечить гармонию ребенка в отношениях с самим собой и с окружающим миром. Необходимым условием достиже¬ния положительного результата является овладение способом и инструментом для под¬держания и укрепления здоровья.
    Такие возможности открывает методика выработки и тренировки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС. ДАС – дыхательная аритмия сердца – основной объект тренировки в программе «БОС-Дыхание», показатель уровня здоровья ребенка. Методика БОС-Дыхание является составной частью оздоровительной программы, реализуемой широким кругом специалистов, работающих в нашем учреждении (врач, медсестры, специалист лечебной физкультуры, инструктор по плаванию, лого¬пед, психолог, педагоги и, конечно, учитель-здоровья, допущенные по своему образователь¬ному статусу к проведению оздоровительных мероприятий).
       Данная методика в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение в образовательных учреждениях, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и ин¬струмента противодействия негативным последствиям влияния на ор¬ганизм ребенка.
     Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) производится путем последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с ак-центом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации с целью достижения показа-телей дыхательной аритмии сердца, соответствующих норме для данного биологического возраста. Для тренировки используется прибор, который называется преобразователь биоэлектрических сигналов (ПБС). Проще говоря, наше сердце разговаривает внутри организма, а прибор, исполняя роль переводчика, рассказывает о его работе, передавая информацию на экран монитора компьютера.
Тренировка и закрепление навыка ДРД проводится в соответствии методическими рекомендациями для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биоло-гической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях», утвержденными Комите¬том по здравоохранению и Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.


Методика предписывает проведение оздоровительного курса в несколько этапов:

   1 этап – подготовительный, включающий в себя несколько теоретических уроков здоровья, имеющих целью обобщение знаний о здоровом образе жизни, знакомство с рабо¬той кардиореспираторной системы и взаимосвязью работы сердца и дыхания, по¬нятием о дыхательной аритмии сердца (ДАС), о стрессе и его влиянии на организм человека, о диафрагмально-релаксационном типе дыхания, о принципе работы тре¬нажера БОС и т.д.
    2 этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС, включающий в себя от 1 до 3 практических занятий на тренажерах.
   3 этап – основной, состоящий из курса практических за¬нятий на тренажерах для формирования и закрепления освоенного навы¬ка дыхания с максимальной ДАС. Этап включает 10-12 занятий.
     Очень важно было убедить роди¬телей и провести родительские со¬брания в тех возрастных группах, где начнут¬ся уроки здоровья. Впрочем, родители больше других заинтересованы в оздоровлении своих детей. Самое простое было убедить детей в необходимости уроков здоровья. Дети просто рвутся на эти уроки. Кому же из современных дошкольников не инте¬ресны компьютерные тренажеры и занятия, построенные в форме увлекательной игры!
    Уроки здоровья мы проводим 2 раза в неделю по 20-30 минут. Об успешности курса можно судить по динамике показателей: до и после курса.
    К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка правильного дыхания мы достигаем следующих результатов:
• увеличение и стабилизация дыхательной аритмии сердца при снижении и оптимизации средней частоты сердечных сокращений;
• снижение сезонной заболеваемости детей ОРВИ;
• улучшение навыков релаксации и управления стрессовыми ситуациями;
• улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна).
    Если в ходе реализации базового курса не удалось выработать устойчивый навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, то ребенку показан повторный курс через 1-2 месяца (он может быть короче -5-6 уроков).
    Формы проведения уроков могут быть индивидуальными, подгрупповыми и группо-выми. На этапе ознакомления детей со свойствами воздуха и работой внутренних органов уроки могут подгрупповыми и групповыми. На этапе формирования правильного дыхания –
индивидуальные.
    Таким образом, применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием биологически обратной связи позволяет:
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- повышать уровень концентрации внимания;
- проводить профилактику и коррекцию нарушений звукопроизношения;
- нормализовать темпы биологического созревания и показатели физического развития;
- снизить заболеваемость в 1,5 раза;
- обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии, эмоционального перенапряжения;
- благодаря методу БОС-Дыхание можно контролировать состояние детей с бронхиальной астмой, так как в процессе сеанса осуществляется мониторинг функциональных показателей кардиореспираторной системы.
    Практика использования метода показала, что после 10-12 сеансов у детей повышается показатель дыхательной аритмии сердца, что говорит об улучшении функционального состояния сердечно¬сосудистой, дыхательной систем и самочувствия детей.
    Следовательно, метод БОС, органически включаясь в комплекс с ЛФК, массажем, физиопроцедурами, плаванием, влияет на оздоровление детей, заметно повышая суммарный эффект и результативность оздоровления.

Памятка по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания

бос1

                       бос3  бос4

 

 разделитель3