
Аннотация дополнительной образовательной программы «Карандашик»
для детей с 3 до 7 лет
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Эта программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для детского сада с учетом обновления содержания по парциальным программам. Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства и художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, художественно- экологического «Природа и художник».
Целью курса является формирование у детей умений и навыков в рисовании. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Программа разработана на основе художественно-творческой программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки»
Задачи:
1.Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.
3. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
4. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
5. Обучать приемам модульного рисования.
6. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
7. Формировать умение оценивать созданные изображения.
8. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать знимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, засположение элементов узора.
9. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
10. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
11 .Развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.
12. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.
Содержание программы
Блоки |
Младше-средняя группа |
Старшая и подготовительная группа |
1 |
2 |
3 |
1. Растения, явления природы |
1 . Познакомить детей с одним из жанров живописи - пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине. 2.Учить передавать в рисунках колорит пейзажа разных времён года, погоды. |
|
3.Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли в близи и в отдалении. |
3 .Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород: берёзы. Тополя, осины, рябины, ели и др. |
|
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья). 5. Учить различать разные оттенки цветов по степени яркости. |
4. Учить использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба, земли, снега, листвы путём размыва и смешивания красок. 5. Развивать умение различать в оттенках цвета его составные: жёлто- зелёный, красно-оранжевый |
|
6. Учить использовать разные приёмы рисования щетинной кистью (для изображения листвы, травы, хвои). Учить передавать особенности живого дерева, явлений природы «трепетным» штрихом. 7. Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему. |
2. Животные |
1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке. 2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу. 3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими приёмами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушёвкой, жёсткой кистью. 4.Развивать по средствам осязания ощущения формы. 5.Научить воплощаться в образ формы. 6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных и птиц. 7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажей, ознакомив их с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачеева. 8.формировать обобщённое представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей. 9.Формировать умения передавать в рисунке характерные особенности разных птиц. |
|
3. Человек |
1 .Дать представление о модульном изображении человека. |
|
2.Познакомить с одним из жанров живописи - портретом. 3.учить изображать человека в разной одежде, передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений. 4.Формировать умение передавать в рисунке настроение и выражение лица. 5.Продолжать развивать композиционные умения. 6.Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета. |
2.Учить передавать в портрете характер, душевные качества, настроение. 3.Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков: - изображать место действия, располагая предметы на широкой полосе земли, удалённые предметы рисовать меньшей величины; - показать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений; - передавать время года и суток через определённый колорит; - придавать выразительность образам через передачу характерной формы, подбор цвета. |
4. Архитектура |
1 .Познакомить детей с архитектурой, научить различать по характерным признакам здания жилые и общественные ( школы, магазины, театры и др.). Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. 2.Учить изображать разные по архитектуре здания, используя способ моделирования. 3 Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении, слегка загораживая один предмет другим, а также понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме. 4. Развивать аналитико-синтетические способности детей: умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами. 5. Воспитать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений, рисовании контуров предметов, набросков. 6. Дать некоторые представления о работе архитекторов. Познакомить через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий Москвы, Санкт- Петербурга и их архитектурными деталями. 7. Учить детей придумывать свои проекты сказочных дворцов, замков, богато украшать их деталями (шпили, флюгера, фонтаны, башенки, арки и др.). 8. Учитьдетей изображать в сюжетных рисунках утреннего, вечернего, ночного неба разными цветами, плавно переходящими друг в друга, по средствам рисования «по-мокрому» акварельными красками. 9.Учить рисовать здания с натуры, стараясь передать особенности архитектуры (церковь, театр и др.) |
|
5. Транспорт |
1 .Формировать представления о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный). 2.Формировать умения изображать различные виды транспорта (грузовой автомобиль, корабль, яхта, космический корабль, самолёт, вертолёт). 3.Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всём листе, одной линии, широкой полосе, располагая их ближе или дальше. |
|
4. Учить наносить лёгкий контур карандашом. 5. Учить разбавлять акварель в палитре водой, получая краску нужной плотности |
4. Учить выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого. 5. Учить изображать предметы с натуры и по схеме, обогащая рисунок деталями. 6. Учить основам стилизации |
|
6. Декоративно-прикладное искусство. |
1 .Познакомить детей с видами народно-прикладного искусства- хохломской, городецкой росписью на деревянных изделиях. 2.учить детей составлять узоры по мотивам росписей. 3 .Развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волнистые линии, завиток, цветы, ягоды. |
1 .Дать детям обобщённое представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Познакомить с изделиями прикладного искусства- жостово, гжели, мезенской росписи. 2.Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам хохломской и дымковской росписей: строить на разных изделиях композицию узора с учётом их формы; знать и изображать элементы росписей; использовать цветосочетания, характерные для дымковского, хохломского узоров. |
7. Уроки раскрепощения. |
1 .Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке 2.Учить передавать своё настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист. 3.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках. |
Программа рассчитана на 1 год.