Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад присмотра и оздоровления
«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОДОК «МАЛЫШ»
Московского района Санкт-Петербурга
188380, Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Вырица, ул. Московская, дом 61
Телефон/факс 8(81371)49868
ПРОГРАММА
«ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ»
в платных группах
Пояснительная записка
Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе «Программы обучения детей плаванию в детском саду», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации – автор Воронова Е.К. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке формирования программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях города Санкт-Петербурга. Программа реализуется в ходе учебно-вспомогательного процесса в ГБДОУ ДОГ «Малыш», детский корпус № 6.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важных звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения у детей вести себя в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
обучающие:
сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства,
освоить технические элементы плавания,
обучить основному способу плаванию «Кроль»,
познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне),
развивающие:
развивать двигательную активность детей,
способствовать развитию навыков личной гигиены,
способствовать развитию костно-мышечного корсета,
развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке,
формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевые качества,
воспитывать самостоятельность и организованность,
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию,
воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к образовательному процессу данного учреждения. В процессе ее реализации занятиях используются: элементы акваэробики, синхронного плавания и нестандартное спортивное оборудование.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 4-7 лет.
Срок реализации программы – 6месяцев
Формы и режим занятий.
Содержание программы ориентированно на группы в количестве от 6 до 8 человек. Ведущей формой обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применения дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Дети должны знать:
- основные правила безопасности поведения на воде,
- правила личной гигиены, основы здорового образа жизни.
Дети должны иметь представление:
- о разных стилях плаваниях («кроль», «брасс», «дельфин»),
-о водных видах спорта.
Дети должны уметь:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду,
-выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук и с работой ног,
- плавать способом «кроль» («брасс» - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений)
Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование форсирования навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (декабрь, май) в виде контрольных упражнений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе,
- спортивные развлечения и праздники на воде,
Способы проверки ожидаемого результата
Критерии показатели методы
- Потребность в познании.
1.1.Знания названий атрибутов для плавания, правил поведения в бассейне и на открытой воде. 1. Информирование, беседа, игра, лекция, просмотр и анализ видеоматериалов, тестирование знаний.
1.2.Знание способов и стилей плавания, водных видов спорта.
- Потребность заниматься.
2.1.Посещаемость занятий.
2.2.Активность на занятиях.
2.3.Анализ журнала посещаемости, мотивация, игровой метод, метод одобрения и поощрения.
- Самостоятельность и коммуникабельность, гуманное отношение со сверстниками.
3.1.Умение самостоятельно организовывать игры в воде, демонстрировать свои успехи другим сверстникам.
3.2.Умение исправить ошибки в элементах у себя и у своих сверстников.
3.3.Игровой метод, мотивация, личный пример, метод анализа, метод одобрения.
- Опыт ЗОЖ
4.1.Потребность в самостоятельных дополнительных занятиях.
4.2.Самообслуживание, гигиена.
4.3.Мотивация, наблюдение, прогноз, метод одобрения, личный пример.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Iтриместр (октябрь, ноябрь, декабрь)
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Техника безопасности |
На каждом занятии 2-3 минуты |
2 |
Практика |
24 |
3 |
Итого |
24 |
Содержание программы
Техника безопасности
Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.
Теория
Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка..», «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А.Барто, «Мойдодыр» К.Чуковский и др.).
Психологический настрой.
Расширить представление о плавании, купании. Беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, фотографий.
Выполнение ОРУ на суше и в воде.
Ознакомление со спортивными способами плавания (демонстрация картинок, открыток, картин, кинофильмов, диафильмов).
Практика
Упражнения для специальной подготовки.
Спуск в бассейн с поддержкой и без.
Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в зале сухого плавания, упражнения ОФП.
Передвижение в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т.д.
Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудлс, скольжение в обруч и т.д.
Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик», «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.
Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.
Действия с предметами (обручем, мячом, плавательной доской, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными).
Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.
Погружение в воду на уровне пояса, плеч. шеи, подбородка, глаз. С головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «Пузырей». Дуть не воду.
Погружение в воду: с головой, (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы», ныряние «Тоннель», «Дельфины на охоте»).
Игры для приобретения навыков погружения в воду: «Пружинка», «Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.(
Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.)
Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку», «быстрые лодочки» и др.
Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания («медуза», «звездочка на груди», «поплавок»), движение ног как при плавании способом кроль.
Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.
Техника выполнения упражнений на освоение с водой у опоры и без («звездочка на груди» «поплавок», «медуза». «стрела»).
Техника работы ног как при плавании способом кроль (из исходного положения, сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан», «Моторчики»…
Скольжение на груди , держась за предмет, опираясь на дно, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль.
Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры. С работой ног, как при плавании способом кроль и без работы ног. С круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха).
Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочка плывет», «Стрела», «Смелые ребята» и др.
Упражнения для специальной подготовки.
Спуск в воду с последующим погружением, с выполнением заданий («крокодил», «лягушата», «рыбки плещутся»).
Упражнения для ОФП (строевые упражнения, ОРУ, направленные на укрепление всех групп мышц) в зале сухого плавания.
Передвижения в воде шагом, на носках, в высоким поднятием колена, в полуприсиде, с поворотами, с заданиями (например: руки к плечам). Передвижения бегом: парами, «змейкой», со сменой темпа, чередуя с ходьбой. Передвижения прыжками: на двух ногах, на одной, с поворотом, прыжки вверх из воды и др.
Погружение в воду до уровня шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхание, делать выдох в воду (однократный и многократный).
Открывание глаз в воде: «Кто спрятался в пруду?», «Достань игрушку», др. игры и упражнения.
Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания : «Насос», «Ракета-самолет», «Сердитый еж» и др.
Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Раз-два-три-пузыри» и др.
Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания (положение туловища, движение рук и ног).
Упражнения на освоение с водой: «поплавок», «медуза», «стрелка», «запятая», «звездочка» (на груди и спине, выполняя у опоры, самостоятельно, лежа свободно на воде).
Движение ног кролем: сидя в воде, руки упор сзади, в упоре лежа на животе (с выдохом в воду, держась за поручень, за плавательную доску, свободно).
Движение рук как при плавании способом кроль: у опоры, в движении (при ходьбе, беге, стоя на месте «Мельница», «Пропеллер», «Лодка с веслами» и др.)
Скольжение на груди и спине с опорой на плавательную доску, свободно, скольжение на груди с работой ног как при способе плавания кроль, с выдохом в воду, с задержкой дыхания.
Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх, с опорой на плавательную доску и без, с работой ног, отталкиваясь от дна двумя ногами, скользить, сочетая движения рук и ног.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IIтриместр (февраль, март, апрель)
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Техника безопасности |
На каждом занятии 2-3 минуты |
2 |
Практика |
24 |
3 |
Итого |
24 |
Содержание программы
Техника безопасности
Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций. Основы правильного поведения на воде (на открытых водоемах, использование схем, моделей, картинок, знаков)
Теория
Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий, диафильмов.
Формирование представления о водных видах спорта. Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов), графические изображения подвижных игр, показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения).
Обзор и обсуждение соревнований по плаванию (телеканал «Спорт»).
Практика
Упражнения для специальной подготовки.
Спуск в воду: уходя под воду с головой, со скольжением в обруч, в тоннель, с прыжком в воду, с перепрыгиванием
Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения, ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц, развития координации, упражнения с отягощением для рук и ног.
Передвижение в воде шагом: на носках, пятках, приставным шагом, на коленях, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».
Передвижение в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприсиде и др.
Передвижение бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками, чередуя с ходьбой, в разных направлениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.
Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием, с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет,
отталкиваясь от воды руками.
Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета), с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку»), проходить в тоннель и др.
Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.
Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.
Упражнения для дыхания в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».
Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.
Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).
Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение, только с работой рук или ног как при плавании способом кроль, с поворотом головы для вдоха, с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.
Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры: с работой ног, сочетая движение рук и ног, отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде).
Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук, с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна, облегченным кролем, без выноса рук их воды, сочетая работу рук и ног, в согласовании рук, ног и дыхания.
Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску), в свободном плавании, при помощи рук. Сочетая работу рук и ног, в полной координации работы рук, ног и дыхания.
Прыжки в воду: из положения сидя и стоя, выполнять прыжок вперед-вверх, в длину (войти ногами в воду), сидя на бортике бассейна, руками вперед, спиной, обхватив голени руками, медленно заваливаясь назад(сесть в воду).
Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется?», «Катера», «Пятнашки-стрела», «Карась и щука».
Игры-эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше», «Самый ловкий».
Игры с элементами водных видов спорта: «Пушбол», «Забавные упражнения», «Циркачи», «Фонтаны», «Утки-нырки» и др.
Спортивные игры: баскетбол, водное поло, водный волейбол
Акваэробика в воде под музыку: комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз.в стиле «диско» и др.)
Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «звездочка в кругу», «чехарда», «осьминожки»).
Тестирование (контрольное упражнение).
Методическое обеспечение программы
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Принцип дифференцированного подхода к детям.
- Принцип индивидуализации процесса обучения.
- Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
- Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
- Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип наглядности.
- Методы и приемы (показ, разучивание, имитация упражнений, использование средств наглядности, исправление ошибострацииик, подвижные игры на суше и в воде и другие игровые приемы, индивидуальная страховка и помощь, круговая тренировка, оценка (самооценка) двигательных действий, соревновательный эффект, контрольные задания).
- Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
- Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
- Картинки с изображениями морских животных.
- Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
- Картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
- Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого» плавания.
- Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
- Комплексы дыхательный упражнений.
- Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
- Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Плавательные доски.
- Игрушки, предметы, тонущие разных форм и размеров.
- Игрушки и предметы, плавающие разных форм и размеров.
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Очки для плавания.
- Поролоновые палки (нудлсы).
- Мячи разных размеров.
- Обручи плавающие и с грузом.
- Шест.
- Поплавки цветные (флажки).
- Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
- Музыкальный плеер.
- Диски с музыкальными композициями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронова Е.К. Программа обучению плаванию в детском саду. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.
2. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие/Коллектив авторов под редакцией Б.Б. Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.-160 с.
3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1985.-80 с.
4. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателя дет .сада и родителей –М.: Просвещение, 1991.-159 с.
5. Программы начального обучения плаванию/Под ред. С.И. Ежиковой – Москва, 1983. – 70 с.
6. Лоуренс Д.М. Акваэробика. Упражнения в воде. М.. 2000.
7. Яковлева С.А. Игры и обучение плаванию младших школьников.//Инструктор по физкультуре. – 2009. - с.96.
8. Рокосовская Л.Г. Обучение плаванию способом брасс.// Инструктор по физкультуре. – 2009. – с.55.
9. Аскарова Н.Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию.//Инструктор по физкультуре. – 2009. – с.38.
10. Есипова С.Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию.//Инструктор по физкультуре. – 2010. – с.94.
11. Полунина Н.С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания.// Инструктор по физкультуре. – 201-. – с.98.
12. Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.