hello html 3bc475bb-300x300Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

 

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

 Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

 Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

 Формирование культурно-гигиенических навыков

 Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

 С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

 Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкамначинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

 

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

 • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;unnamed

 • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

 • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

 • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

 • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

 • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

 • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

 • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

 • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

 • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

 • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

 • мыть ноги перед сном.

 Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

 Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

 Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

 14230• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

 • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

 • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

 • положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.

 Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

 Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Перечень культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Навыки

личной гигиены

самообслуживания

культуры еды

первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Снимает и надевает одежду в определённом порядке, расстёгивает и застёгивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережёвывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

вторая младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотенцем, вешает его на определённое место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывёртывает на лицевую сторону. Старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым.

Хорошо пережёвывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой.

Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

средняя группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расчёской, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застёгивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережёт одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, пищу берёт понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

старшая группа

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарём. Тактично говорит товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогает их устранить.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причёсанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

подготовительная к школе группа

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладёт локти на стол, хлеб берёт с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

 Консультация для педагогов "Формирование КГН по возрастам" >>>>

Проект "Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с использованием малых форм фольклора и здоровьесберегающих технологий" >>>>>

Проект "Формирование КГН у детей младшего возраста" >>>>>