
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
ГБДОУ "ДОГ "Малыш"
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОГ "Малыш".
Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:
§ создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
§ повышать компетентность педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
§ привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс;
§ создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний детьми;
Мы выделили основные задачи патриотического воспитания в детском саду:
§ формировать представления о духовной культуре: фольклоре, обычаях, народных праздниках, играх.
§ обогащать представления о материальной культуре: предметах народного быта, народном костюме, игрушках, музыкальных инструментах.
§ формировать духовно-нравственные отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края.
§ воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
§ воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Для решения поставленных задач проводятся мероприятия с педагогами: тематические педагогические советы, консультации, круглые столы, деловые игры, семинары; с воспитанниками: НОД, беседы с детьми, продуктивная деятельность, выставки детского рисунка, праздники и развлечения, экскурсии, викторины, проектная деятельность, просмотр видеофильмов, презентаций, рассматривание картин, чтение художественной литературы в рамках работы по патриотическому воспитанию; с родителями: информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия, конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества.
Также для достижения результатов по патриотическому воспитанию необходимо установить взаимодействие с социумом: с начальной школой, библиотекой, Домом культуры для проведения совместных мероприятий по патриотическому воспитанию.
К средствам приобщения дошкольников к народной и национальной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Педагоги нашего детского сада широко используют все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы, игры и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Система работы ГБДОУ "ДОГ "Малыш" по патриотическому воспитанию воспитанников
Направление работы (тема) |
Возраст детей |
Частота проведения |
ответственные |
Патриотическое воспитание |
|||
Акция в защиту «лесной красавицы» |
5-7 лет |
декабрь |
воспитатели |
« Поэтический образ природы в детскомрисунке» (цикл мероприятий) |
6-7 лет |
в течение 6 месяцев |
воспитатели, представитель детской библиотеки |
День освобождения г. Ленинграда отфашистской блокады. |
5-7 лет |
раз в год (январь) |
муз. рук-ль, воспитатели |
День защитника Отечества |
5-7 лет |
раз в год (февраль) |
муз. рук-ль, физ.рук. |
Всемирный день авиации и космонавтики |
5-7 лет |
раз в год (апрель) |
воспитатели |
День Победы |
5-7 лет |
раз в год (май) |
воспитатели |
День города Санкт-Петербурга |
5-7 лет |
раз в год (май) |
воспитатели |
День России |
5-7 лет |
раз в год (июнь) |
воспитатели |
Толерантность. Этнокалендарь |
|||
«День народного единства» |
6 -7 лет |
раз в год (ноябрь) |
воспитатели |
«День Матери России» |
3 -7 лет |
раз в год (ноябрь) |
воспитатели, музыкальный рук-ль |
Международный женский день |
3 -7 лет |
раз в год (март) |
воспитатели |
Международный день детской книги |
5-7 лет |
раз в год (апрель) |
музыкальный рук-ль, представитель детской библиотеки |
Праздник весны и труда |
5-7 лет |
раз в год (май) |
воспитатели |
Толерантность. Приобщение к русской народной культуре |
|||
«Осенняя ярмарка» |
3-7 |
раз в год |
музыкальный рук-ль, воспитатели |
Масленица |
3-7 |
раз в год |
музыкальный рук-ль, воспитатели |
Пасха |
5-7 |
раз в год |
музыкальный рук-ль, воспитатели |
Воспитанники детского сада ежегодно возлагают цветы к Мемориалу Советским воинам в Вырице.