
Здоровьесбережение в ДОУ
Сегодня основная цель работы нашего дошкольного образовательного учреждения – предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды.
В последние годы в организации жизни детей в дошкольных учреждениях наблюдается значительное увеличение объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного, умственного, всестороннего развития. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью детей. Анализ ситуации, связанной с состоянием здоровья детей, показывает, что наиболее распространёнными заболеваниями среди детей являются дыхательные (бронхит, ОРЗ), зрения, желудочно-кишечного тракта, дефекты осанки (сколиозы, плоскостопие, кифозы).
Учитывая все факторы формирования организма ребёнка, индивидуальные особенности детей, коллективом нашего дошкольного учреждения, в сфере охраны и укрепления здоровья детей, решаются следующие:
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей:
- Совершенствовать их физическое развитие.
- Повышать сопротивляемость защитных свойств организма.
- Улучшать физическую и умственную работоспособность.
- Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
- Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
- Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Для реализации задач намеченных программой в ДОГ «Малыш» созданы следующие условия:
1) Имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастическая скамейка, спортивные маты, гимнастическая стенка, имеются в наличии резиновые мячи, обручи, мешочки с песком, канат, кегли и другое необходимое оборудование, гимнастические мячи, скакалки.
2) В каждой возрастной группе имеются маски для проведения подвижных игр, игр-забав. Уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
3) Имеется подборка игр для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр.
4) Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка.
В нашем ДОГ «Малыш» проводится комплекс закаливающих мероприятий:
- Соблюдение температурного режима в течение дня;
- Правильная организация прогулки и её длительность;
- Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
- Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
- Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Большое внимание уделяется питанию. Детей кормят витаминными салатами, соками, фруктами. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОГ «Малыш» должна способствовать укреплению здоровья детей. Эта задача решается также в следующих направлениях:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
Для решения этих задач в ДОГ «Малыш» созданы следующие условия:
Во всех группах имеются отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки. В младшей группе педагог обращает внимание на внешний вид заправленных кроватей, помогает детям, формирует мотивацию.
Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню, тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья, не мешая засыпающим детям.
Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом.
Огромную роль в укреплении здоровья ребёнка, развитии основных физических качеств, элементарных правил самоконтроля, играют физкультурные занятия. Планирование физкультурных занятий осуществляется в соответствии с требованиями, соответствующими возрастным особенностям детей. На занятиях соблюдаются все его части. Некоторые занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка, как показывают наблюдения, создаёт положительный настрой у детей, увеличивает работоспособность, благотворно влияет на нервную систему и улучшает координацию движений. Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОГ «Малыш» достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников, в которых принимают участие и родители. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: медицинская сестра, врач из поликлиники, курирующий детей детского сада. Валеологическое просвещение родителей направлено на создание доброжелательной психологической среды в семье.
В ДОГ «Малыш» соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности. В ДОГ «Малыш» соблюдаются санитарно-гигиенические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. В ДОГ «Малыш» организовано 6 разовое питание согласно 10 дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты. Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.
В результате совместной работы медицинского и педагогического персонала по охране жизни и укреплению здоровья детей отмечается:
- снижение частоты заболевания на одного ребенка;
- снижение показателей пропущенных дней по болезни на одного ребенка;
- протекание заболеваний без осложнений в более легкой форме;
- повышение психоэмоционального статуса ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗДОРОВЬЮ
СЕНТЯБРЬ |
|
Тема |
«Спорт – залог здоровья» |
Цели |
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой. |
Оборудование |
Иллюстрации, отражающие различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта, на которых отсутствуют необходимые предметы; демонстрационные карточки с изображением этих предметов. |
Методические приемы |
1. Игровая ситуация 2. Рассматривание альбома или иллюстраций с разными видами спорта. 3. Физкультминутка на тематическом материале 4. Дидактическое упражнение «Шифровки» ( выкладывание из счетных палочек изображение любого вида спорта) 5. Педагог предлагает ответить на вопрос: «Чем же полезны занятия спортом для здоровья?» |
Литература |
«Как воспитать здорового человека» В.Г. Алямовской |
Рекомендации родителям |
Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду. |
ОКТЯБРЬ |
|
Тема |
«Солнце, воздух и вода» |
Цели |
Обучить детей правилам приема воздушных, солнечных и водных ванн, сформировать представление о закаливании детей к холоду и теплу, познакомить с правилами и способами закаливания, обучить элементам пальцевого точечного массажа. |
Методические приемы |
Проведение дней здоровья , беседа «Учим свое тело» ,психогимнастика, дыхательные упражнения |
Литература |
Иллюстрации на заданную тему. |
Рекомендации родителям |
Оформить папку- передвижку « Точечный массаж» |
НОЯБРЬ |
|
Тема: |
«Здоровые зубы» |
Цели |
Дать некоторые представления о строении и значении зубов; формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма. |
Оборудование |
Зеркало, четверть разрезанной вдоль моркови, зубная щетка, прозрачный стакан с водой, ложка, тарелка для размещения оборудования (на каждого ребенка); челюсть животного, одиночные зубы разного типа, горошина, два камешка-голыша (у педагога); Бабушка -Зубная щетка, игрушка-Зубик;; прозрачный пакет с конфетами. |
Методические приемы |
1. Рассказ, беседа 2. Самообследование, эксперимент, практическая деятельность 3. Игровая ситуация. Б-З. выясняет чистят ли дети зубы, как регулярно они это делают? 4. Появление больного зубика, беседа с ним, о причинах его заболевания 5. Физкультминутка. Игра-тренинг. 6. Логические заключения. |
Литература |
И.М.Новикова «Формирование представлений оЗОЖ»; Г.И.Кулик «Школа здорового человека» с.80-81 А.И.Иванова «Человек» с.84 |
Рекомендации родителям |
Папка-раскладушка: «Правильно ли вы чистите зубы?»; памятка «Признаки склонности к кариесу»; «Как сохранить здоровые зубы без лекарств» |
МАРТ |
|
Тема: |
«Что надо знать о насморке, профилактика» |
Цели |
Сформировать представления о насморке; разобрать причины заболевания; обучить предупреждению заболевания; обучить отвлекающим процедурам и гигиеническим мероприятиям. |
Оборудование |
Предметы для сюжетно-ролевой игры, кукла. |
Методические приемы |
Беседа: «Я простуды не боюсь»; занятие –практикум «Вылечим насморк у куклы»; дид.игра: «Чего боится насморк» |
Литература |
Программа ЗОЖ с.71 |
Рекомендации родителям |
Вести разъяснительные беседы о профилактике, выполнять практические рекомендации с детьми в домашних условиях. |
АПРЕЛЬ |
|
Тема: |
«Режим дня» |
Цели |
Рассказать о режиме дня и пользе его соблюдения. |
Оборудование |
Схема режима дня дошкольника; иллюстративный материал, отражающий правильный и неправильный режим дня. |
Методические приемы |
1. Беседа о том, что человеческий организм старается соблюдать свое внутреннее расписание, и очень важно этот порядок не нарушать. 2. Физкультминутка. Игра-тренинг. Воспитатель называет какой-либо режимный момент или часть суток, а дети изображают, что они в это время делают. 3. Дидактическое упражнение «Составь себе режим дня на выходной день». Дети раскладывают на столе цифровую цепочку; цифры обозначают соответствующую картинку, изображающую мальчика в разных режимных моментах. |
Литература |
|
Рекомендации родителям |
Соблюдать формулу здоровья: сон-движение-отдых- питание. |
МАЙ |
|
Тема: |
«Прогулка для здоровья» |
Цели |
Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима. |
Оборудование |
Одежда для разных сезонов времени года. |
Методические приемы |
Беседа Дидактическая игра: «Давайте оденемся на прогулку…» |
Литература |
НовиковаИ.М. «Формирование представлений о зож у дошкольников» |
Рекомендации родителям |
.Предложить картотеку подвижных игр для детей. Рекомендации по организации отдыха детей на природе. |