Тема проекта: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА МЕТЕОСТАНЦИИ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГБДОУ ДОГ «МАЛЫШ»
 
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
повышение качества дошкольного образования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов   дошкольного образования.
совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;
 выявление и распространение передового педагогического опыта;
поддержка творческих педагогов.
усвоение системы знаний о природе: ее компонетах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.
воспитание потребности в общении с природой. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. Создание  благоприятных  эмоциональных  условий  при ознакомлении дошкольников с родным краем.
 
ЗАДАЧИ для педагогов:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ГБДОУ по организации познавательно-исследовательской  деятельности при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром с учетом регионального компонента.
Обогащение и оснащение предметно – развивающей среды для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей в соответствии с темой проекта и требованиями ФГОС ДО.
Организация различных форм детской деятельности на основе индивидуально-личностного и дифференцированного подхода,  создание условий для стимулирования  познавательных интересов детей на  основе  деятельностного подхода  в процессе организации  простейшей опытно-экспериментальной деятельности.  
Разработка  комплекта  программно-методического  материала для реализации содержания  проекта и системы мониторинга   достижения детьми планируемых результатов освоения поставленных задач в проекте.  
 
ЗАДАЧИ для детей:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Развивать в детях умение прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой. Развивать чуткость и внимательность к миру  природы.
 Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
Упражнять детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
 
УЧАСТНИКИ проекта: директор ГБДОУ, заместитель директора по УВР, специалисты, воспитатели, дети и родители
 
СРОКИ  реализации  проекта - 3 учебных года
(сентябрь 2018 -  август 2021 гг.)
 
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ проекта:
Повышение профессионального мастерства педагогов в умении использовать исследовательскую  деятельность и деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе, умение заниматься на метеостанции.
Создание современной предметно-развивающей  среды в группах, и на территории ГБДОУ соответствующей требованиям полифункциональности, транспортируемости и безопасности. Активное вовлечение детей в совместную и самостоятельную исследовательскую деятельность (возможность организации работы на специально-оборудованной  метеостанции и организация  свободного доступа детей к исследовательской деятельности в  мини-лабораториях в группах, использование  планов-схем для проведения элементарных опытов).
 Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, активное  вовлечение  родителей  в исследовательскую деятельность.
 Разработка комплекта методического комплекта  для работы с детьми по организации и развитию познавательно-исследовательской  деятельности в ДОУ.
 Создание системы обмена педагогическим опытом в области внедрения эффективных современных форм, методов и технологий.
 Основная идея проекта  состоит в определении и реализации условий и систематизации подходов к организации  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как  условия для обогащенного развития детей. Создать возможность  напрямую удовлетворить присущую дошкольникам  любознательность, научить ориентироваться в  потоке современной информации, организовать воспитательно-образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.  
  
2. ЭТАПЫ ПРОЕКТА:  
ЭТАП 1. Разработки  (сентябрь 2018 - август 2019 г.)
ЭТАП 2. Внедрения  (сентябрь 2019 – август 2020 г.)
ЭТАП 3. Этап тиражирования и распространения педагогического опыта  (сентябрь 2020 – август 2021 г.)
 
 2.1. ПЛАН-СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
 

п/п

Этап проекта

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Сроки или период (в мес.)

Материалы и средства реализации проекта

1.

1 ЭТАП Разработки

сентябрь 2018-

август

2019 год.

1.Круглый стол: Разработка нормативно-правовой базы: положения об инновационной познавательно-исследовательской и проектной деятельности

Сентябрь 2019 года

Пакет документов (приказ, положение)

2. Семинар: «Теоретические основы использования познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» Концептуальные   основы организации работы по данному направлению в ДОУ (анкетирование участников)

Октябрь

2018 г.

Результаты анкетирования;

Усвоение педагогами теоретического обоснования данной проблемы.

3. Поиск новых социальных партнёров и заключение договоров

Октябрь, 2018

Договор. План взаимодействия

4. Наполнение и оснащение образовательного пространства детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде приобретение и установка метеостанции в ГБДОУ

декабрь 2018 года

Приобретение метеостанции

5. Работа в методическом кабинете по созданию картотеки методического обеспечения проекта.

Декабрь 2018 г.

Картотека методических пособий,   статей журналов, программ по данному направлению

6. Разработка способов   мотивирования потенциальных участников   проекта к продуктивному взаимодействию (тренинг, деловая игра, редактирование критериев стимулирования)

январь

2019 г.

Повышение профессионально-делового интереса педагогов к участию в данном проекте.

7. Оценка существующего учебно-материального обеспечения детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде по познавательно-исследовательской деятельности.

Февраль

2019 г.

Аналитические справки по оценке существующего материально-технического обеспечения

8. Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.

Март. 2019

Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.

9. Организация конференции по тематике проекта

Апрель, 2019

Программа конференции

10. Формирование методической базы педагогических технологий для реализации приоритета по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Май-июль 2019 года

Пакет материалов, включающих выбранные парциальные программы и методическое обеспечение для реализации приоритета по познавательно-исследовательской деятельности

11. Оформление дневника наблюдений.

Июнь, 2019 г.

Дневник

   

12.Разработка перспективного плана работы на метеостанции с детьми 5-7 лет

Август,

2019

Перспективный план работы

2.

2 ЭТАП Внедрения

сентябрь

     2019   -

август

2020 год.

1.        Корректировка программы повышения квалификации педагогов

Август 2019 г.

План повышения квалификации педагогов

2.        Разработка и утверждение образовательной программы с учетом усиления направления познавательно-исследовательской деятельности и образовательной программой соответствующей ФГОС ДО

Август 2019 г

Образовательная программа

3.        Организация постоянно-действующего семинара с использованием активных форм обучения педагогов познавательно-исследовательской деятельности (деловые игры, мастер-классы, тренинги, открытые просмотры исследовательской деятельности)

сентябрь 2019

май 2020 г.

План работы постоянно действующего семинара, повышение профессионального мастерства педагогов

4.        Разработка индивидуальных планов самообразования по данной проблеме

Сентябрь 2019 г.

Индивидуальные планы педагогов

5.        Организация практического семинара по теме проекта

Октябрь, 2019

Программа семинара

6. Создание картотеки наблюдений за неживой природой

Октябрь, 2019

Картотека наблюдений

7. Разработка рекомендаций по оформлению мини-лабораторий и метеостанции в группах.

март 2020 г.

Положение и приказ о проведении смотра-конкурса мини-лабораторий и метеостанции

8. Смотр-конкурс мини-лабораторий в группах

Май 2020 года

Подведение итогов конкурса, определение победителей, паспорт мини-лаборатории в каждой группе

9.Поэтапная разработка перспективного планирования и групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности, внесение изменений   в комплексно-тематическое планирование по группам.

сентябрь 2019 г – май 2020 года

Новая система комплексно-тематического планирования с учетом приоритета познавательно-исследова-тельской деятельности

10.Презентации групповых проектов познавательно-исследовательской деятельности по мере их реализации.

сентябрь 2019 г – май 2020 года

Материалы проектно-исследова-тельской   деятельности

11.Практическая консультация для родителей   «Учимся     экспериментировать вместе»

Ноябрь 2019 года

Материалы консультации

13.Промежуточный анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта по теме «Познавательно-исследовательская   деятельность в дошкольном образовании»

Апрель 2020 г.

Создание картотеки опытно-экспериментальной деятельности. Подбор опытов, экспериментов, игр и разработка методического материала (сценарии, тематические дни, памятки-рекомендации)

14.Проведение мониторинга   эффективности реализации   познавательно-исследовательской   деятельности в практику работы.

апрель 2020 года

Итоги мониторинга (сводные таблицы)

15.Проведение городской конференции – выставка материалов реализованных проектов исследовательской деятельности совместных педагогов, родителей детей. Конференция   с участием родителей, общественности.  

Апрель 2020 года

Материалы проектной деятельности — выставка, программа конференции

16. Организация и проведение круглого стола с педагогами детского сада (обсуждение итогов работы   творческой группы по реализации проектной деятельности)

Май 2020 года

Анализ результатов внедрения технологий с учетом приоритета по познавательно-исследовательской деятельности

17.Подготовка и презентация отчета о проектной деятельности ГБДОУ, помещение его на сайте. Размещение групповых мини проектов

Май

2020 г.

Отчет о деятельности ГБДОУ в 2019-2020 уч. г.

3.

3 ЭТАП   Тиражирования и распространения педагогического опыта

сентябрь 2020 – август

2021 г.

1. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ (обновление оборудования для наблюдения за неживой природой, оборудования для лабораторий в группах).

ентябрь – декабрь 2020 года

Метеостанция и лаборатории в группах

2.Внесение корректировок, изменений, дополнений в перспективное планирование с учетом предыдущего анализа, с учетом использования вновь приобретенного оборудования.

Сентябрь – декабрь 2020 года

Перспективные планы по группам с корректировкой.

3. Педагогический совет на тему: «Эффективность использования   проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Ноябрь

2020 года

Материалы педсовета – опыт работы педагогов

4.Обобщение опыта работы   педагогов, результатов мониторинга. (Круглый стол, анализ отчетов   творческой группы)

январь 2021 г.

Заключение о результативности проекта, планирование перспектив, информирование общественности

5. Анкетирование педагогов «мониторинг удовлетворенности всех участников проекта»

Оформление медиатеки в ГБДОУ

Февраль 2021 года

Март 2021 г.

Заключение об эффективности реализуемого проекта.

Обогащенная медиатека

6. Подготовка статей для публикации в сборнике по деятельности проекта

март 2021 года

Статья в сборник

7. Наполнение сайта ДОУ материалами по реализации проектной деятельности

апрель 2021 г.

Предоставление информации общественности

8. Подготовка и составление отчета о реализации проекта

Апрель, 2021

Итоговый отчет о реализации проекта

9. Определение перспектив работы ГБДОУ по проектной деятельности

Август 2021 г.

План работы по проектной деятельности на перспективу

10.Подготовка и выпуск очередного методического пособия.

Лето 2021года

Пособие методическое

Проект реализуется в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде присмотра и оздоровления «Детский оздоровительный городок «Малыш» Московского района Санкт-Петербурга» с 2018 по 2021 гг.

Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику:

мы надеемся, что разработка и реализация проекта «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе работы на метеостанции, как условие формирования деятельностного подхода в образовательном процессе ГБДОУ «ДОГ «Малыш» в течение 2018-2021 годов даст возможность профессионального и личностного развития как учреждения в целом, так и каждому педагогу нашего коллектива. А также даст возможность распространить опыт работы среди других дошкольных организаций Санкт-Петербурга.

·        Участие педагогов в практических конференциях, профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах.

·         Проведение Городской научно-практических конференций с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Создание системы проектно-исследовательской деятельности в вопросах экологического воспитания в ДОО» (19.04.2019 г.),

·         Проведение районного выездного семинара «Береги свою планету ведь другой похожей нет» (04.04.2017 г.)

·         Проведение Городского практического семинара с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Стань природе другом» (25.10.2019 г.)

·         Проведение региональной конференции с целью: изучения и обобщения опыта дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников» (10.10.2018 г.)

·         Проведение онлайн конференции «Создание условий оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников» (октябрь, 2020)

·        Освещение реализации проекта в Публичных докладах.

·        Освещение реализации проектов на сайте Учреждения, в группах ВКонтакте, Instagram (dog_malysh_spb), http://maam.ru

·         Выпуск методических пособий: «Экологическая культура в развитии личности дошкольника»/ под общим руководством Н.В. Пановой - к.п.н., доцент, научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Н.А. Багаевой, директора ГБДОУ «ДОГ «МАЛЫШ» Московского района Санкт-Петербурга.- СПб.: ЛОИРО, 2017.- 111.;

«Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников средствами метеостанции и ботанического сада». Часть 1./Авторский коллектив: Панова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент,научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш»,   Багаева Н.А., директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Пережогина И.А., зам директора ГБДОУ «ДОГ «Малыш», 2019 © Н.В. Панова, 2019

«Эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников средствами метеостанции и ботанического сада». Часть 2./Авторский коллектив: Панова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» ,   Багаева Н.А., директор ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Пережогина И.А., зам директора ГБДОУ «ДОГ «Малыш», Подунова О.А., учитель-логопед ГБДОУ «ДОГ «Малыш», 2020 , ББК 74.200.4 © Н.В. Панова, 2020

Устойчивость предлагаемой работы проекта, заключается в том, что он отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса в ГБДОУ, актуален, содержит в себе значительный потенциал развития педагогического и детского коллектива, вариативен в условиях учреждений различных видов, базируется на деятельностном подходе, содержит большой практический материал, который может быть эффективно использован в практике работы не только нашего учреждения.

Материалы проекта:

Рисунок1        Рисунок2

  • ПУБЛИКАЦИИ:

публикация1    книга2   публикация3

 

  • НАШИ НАГРАДЫ

награда1   награда2 

 награда3   награда4   награда5

 

  • МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

 

для педагогов -

1. Консультация для педагогов "ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА"

2.  Оборудование метеоплощадки

3. Семинар-практикум "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"

4. требования к организации наблюдений в природе

5. Перспективный план работы с детьми 5-7 лет на метеостанции

для детей - 

1. Беседы о природе с детьми

2. Беседа с детьми "Что таклое живая и неживая природа"

3. Дидактические игры на метеоплощадке

4. загадки и пословицы о погоде

5. Конспекты НОД на метеоплощадке

6. Наблюдения за явлениями природы с детьми 5-7 лет во все времена года

7. Конспект НОД "Где спрятался воздух?"

8. Конспект НОД "В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ..."

9. Перспективный план работы с детьми 5-7 лет на метеостанции

10. Экспериментально - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период

для родителей -

1. Анкета для родителей. Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания

2. Консультация для родителей "Опытно - экспериментальная деятельность детей дома"

3. Консультация для родителей "Играем, познаём, экспериментируем"

 Фото проекта: 

защита проекта на райном конкурсе

на сайт1   на сайт2   на сайт3   на сайт4   на сайт5   на  сайт 6

взаимодействие педагогов с детьми при реализации проекта:

метео1   метео2      метео4   Наблюдение за облаками   метео3   Наблюдение за растениями   Наблюдение за растениями2      Наблюдение на метеоплощадке   Наблюдение на метеоплощадке2   Определение времени по солнечным часам   Работа с календарем погоды   Работа с календарем погоды3   Наблюдение за росой   Праздник   Работа с календарем погоды2   Творчество   наблюдение4   наблюдение5      наблюдение3   наблюдение6

458woHL9Wj8  As2whwpLN4U   JwV 3bcab0Y

ccJmp5vLvOM  dzB981p1TmA   FOhiehlJdrs   f HLJGymiMMHg863Mux1aA   I9CCwieoMMg   IKWkTImJV90    oB03kheVMPk   QZS3aZccZDU   QQBvYAoG7y8   PO9 FJB-L4U KHUtdrp2yT0       WWyW92Yqrc0  K4KoHg9vwuc   KHUtdrp2yT0   OQ7JlGW2JUE   IMG 9191    cevQMUoqcsUj9nK3P4RfQ    OEBatfo0zs

1   2   3

4   5   6

7   8   9

10   11

12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22